Как все начиналось.
В 1989 году в Гродно по распределению приехали Константин и Светлана Царики. Молодые люди до этого занимались парашютным спортом в Витебском учебном авиацентре ДОСААФ, выполнили норматив КМС по парашютному спорту и хотели заниматься любимым делом и в Гродно. Но в Гродно не было аэроклуба и все надо было создавать с нуля.
В то время в Советском Союзе парашютным спортом можно было заниматься только в системе ДОСААФ в котором существовали штатные (УАЦ. АК и АСК), финансируемые самим ДОСААФом и нештатные авиационно-технические спортивные клубы, финансируемые местными органами власти или каким-либо предприятием. Именно такой АТСК и предложил открыть Председатель Гродненского областного комитета ДОСААФ полковник Чикун В. В. и показал два машинописных листа с 16 пунктами, выполнив которые можно было разговаривать об открытии клуба парашютного профиля.
Надо было найти помещения для занятий, создать парашютно-десантный городок, где и с чего и с чем выполнять прыжки, согласовать с КГБ, МВД, погранвойсками, местными органами власти и главное найти финансы для всей работы.
К этой работе подключились еще два опытных парашютиста Олег Тернов и Эдуард Павленко, которые в дальнейшем стали инструкторами. Вместе с начальником отдела физической культуры, спорта и туризма Гродненского горисполкома Чигириновым В. Н. обошли много разных зданий, подвалов в поисках необходимого помещения и только благодаря помощи директора ПТУ-49 химиков Костюковича П, П. учебный класс сделали в общежитии училища, а склад парашютов в тире на 3 этаже училища.
Первые парашюты попросили во временное пользование в Витебском УАЦ и вертолетном полку во Владимире-Волынском на Украине. Для занятий по наземной подготовке использовали ВДК 22 роты спецназа в 11 городке по ул. Красноармейской, которой командовал майор Вознюк В. Н. Финансовую сторону вопроса помогли решить секретари Гродненского обкома комсомола Пацевич С. Л., Козелков Б. Н. и директор 49 училища. А самолет и площадку приземления парашютистов использовали в Гродненском аэропорту, которым в то время руководил Кульков В. И. Кроме того областной комитет ДОСААФ выделил кабинет и автомобиль УРАЛ-4320.
Все эти данные и согласования были представлены в Центральный Комитет ДОСААФ БССР и 29 апреля 1991 года на заседании Бюро президиума генерал-майор Максимов П. К. открыл авиационно-технический спортивный клуб ДОСААФ в городе Гродно. Этот день и считается днем рождения Гродненского аэроклуба.
Но до практического выполнения парашютных прыжков было еще далеко, необходимо было всю учебно-материальную базу представить комиссии авиационного отдела ЦК ДОСААФ БССР. Тяжело было вчерашним спортсменам стать вдруг инструкторами парашютно-десантной подготовки, ведь мало научить новичков азам парашютного дела, надо знать документы, метеорологию, методику преподавания, но самое главное это отвечать за жизнь и здоровье мальчишек и девчонок, которых нам доверили родители и которым надо было совершать первые в жизни прыжки с парашютом.
После проверки комиссии из Минского аэроклуба передали большое количество парашютов и разрешили практическую работу. Первый прыжковый день состоялся 10 августа 1991 года на аэродроме «Обухово» с самолета Ан-2 Гродненского авиаотряда. Летчиками были Чикун В. И. и Зданчук А. А., которому, единственному из пилотов Ан-2, впоследствии было присвоено звание «Заслуженный летчик Республики Беларусь».
В тот день состоялось не только выброска наших перворазников, но и первые показательные выступления на стадион «Строитель» по ул. Белуша и д. Вертелишки в колхозе «Прогресс», которым в то время руководил Дубко А. И. Вместе с нами в прыжках участвовали и военные парашютисты из 95 вертолетной эскадрильи с аэродрома «Каролино».
Совместная работа с парашютистами Военно-воздушных сил продолжилась во второй половине августа 1991 года на аэродроме «Каролино», где проходили сборы специалистов спасательных парашютно-десантных групп. Парашютные прыжки выполнялись с вертолета МИ-6 на западной части аэродрома, где в настоящее время сделали трассу для мотогонок. В вертолет загружалось по 40-50 парашютистов и выброска производилась в три захода, 1000 м, 2000 м, 3000 м, и так до 8 подъемов в день. Именно в те дни 19-21 августа 1991 года в Москве власть захватило ГКЧП и начался развал СССР. На этих сборах мы познакомились и подружились со многими прапорщиками и офицерами ВВС из различных авиационных частей и с которыми в дальнейшем много совместно работали и продолжаем работать. Это капитан Ярушин Г. П., майоры Демченков А. И., Злагода В. Н., прапорщики Косых А. М., Кузменко А. А. Хомченко В. Н. и многие другие.
Продолжались и наши прыжки с Ан-2. Проходили они следующим образом, из автошколы к училищу подъезжал Урал, спортсмены с 3 этажа сносили парашюты, грузились в машину и выдвигались а аэропорт «Обухово». Сначала парашютисты выполняли прыжки с десантным парашютом Д-5, затем Д-1-5у, Т-4, УТ-15 и только после пересаживали на парашют крыло ПО-9.
В 1993 году в Беларуси начали реформирование Вооруженных сил. Многие части убыли в Россию, некоторые сократили, а многие расформировали. Такая же участь постигла и 95 вертолетную эскадрилью, которая базировалась на аэродроме «Каролино».
Крайние полеты вертолетчики выполнили в феврале 1993 года, когда парашютисты Гродненского и Оршанского аэроклубов совершили прыжки на праздник зимы в Гродно в Пышках на стадион лагеря «Юные космонавты», где сейчас находится крытый футбольный манеж. Тогда парашютисты после приземления в своих зимних летных комбинезонах и унтах собрали пирамиду и сняли со столба главный приз. Осенью 1993 года здания эскадрильи поделили между батальоном милиции в/ч5522, аэроклубом, хоккейным клубом «Ритм» и коневодческой ассоциацией «Орион».
На самом летном поле коневоды хотели построить ипподром, хоккеисты планировали пятиэтажную гостиницу и несколько полей для хоккея на траве с трибунами для зрителей, а аэроклуб боролся за аэродром. Впоследствии батальон сменил пожарный аварийно-спасательный отряд МЧС, коневоды и хоккеисты свои здания бросили на произвол и их по досочке, по кирпичику разобрали и сейчас на этом месте развалины и куча строительного мусора.
Аэроклуб в 1994 году оформил земельный участок площадью 28 га и начал на аэродроме «Каролино» проводить полеты и парашютные прыжки. В том же году началось тесное сотрудничество с Гродненским заводом карданных валов, где директором стал Кравченко В. И. Сам Виктор Иванович спортсмен, любит спорт и его поддержка сохранила аэроклуб в лихие 90. Так же помощь тогда аэроклубу оказывал «Беларусбанк» под руководством Бондарчук Я. З. Именно тогда появилось слово спонсор и заводом и банком были закуплены 3 современных парашютных системы ПО-17 и тепловой аэростат АХ-7. Про полеты и соревнования по воздухоплаванию будет отдельная глава, а эти парашюты помогли сформировать команду по купольной акробатике, которая в то время начала сильно развиваться.
Парашютный спорт в то время пользовался большой популярностью и в аэроклуб ежегодно записывалось до 200 человек, а средств и парашютов не хватало, но работа шла, готовили молодежь и постоянно участвовали в соревнованиях. Кроме того разрешили проводить парашютные прыжки для желающих на платной основе, а также проводилось большое количество показательных выступлений на всевозможных праздниках, что пополняло бюджет аэроклуба.
В аэроклубе кроме парашютного спорта начал развиваться и воздухоплавательный спорт. Наши спортсмены приняли участие в следующих мероприятиях:
На Чемпионатах РБ пилоты К. Царик в 2015, 2016, а Д. Духанин в 2017 г. стали чемпионами РБ. В настоящее время в аэроклубе эксплуатируются 2 тепловых аэростата класса АХ-7.
На аэродроме «Каролино» продолжалась парашютная подготовка спортсменов, проводились соревнования по парашютному спорту и авиационно-спортивные праздники. В 2000 году команда аэроклуба стала чемпионом РБ по купольной акробатике, в последующие годы были призерами. Также спортсмены совместно с парашютистами ВВС совершали прыжки с самолетов и вертолетов военно-транспортной авиации. С 2006 года аэроклуб начал проводить открытые областные соревнования по парашютному спорту «No profi» с приземлением парашютистов на остров Юбилейного озера. Данные соревнования пользуются большой популярностью у белорусских и литовских спортсменов.
В 2009 году, по решению Председателя Гродненского облисполкома Савченко В. Е. Общественное объединение «Гродненский аэроклуб» преобразовано в Государственное спортивное учреждение «Гродненский областной аэроклуб» и передано в подчинение Управлению спорта и туризма Гродненского облисполкома. С этого момента работа аэроклуба кардинально поменялась, появилось стабильное государственное финансирование, произведен ремонт зданий, площадь аэродрома увеличилась до 55 га, закупаются новые парашютные системы и другое оборудование.
Качественно выросло мастерство спортсменов. На базе аэроклуба четыре раза (2015, 2016, 2018 и 2022 гг.) проводился Чемпионат Вооруженных сил Республики Беларусь по парашютному спорту, в которых принимали участие сильнейшие парашютисты планеты. За качественное проведение соревнований коллектив аэроклуба награжден ценным подарком Министра обороны РБ. На аэродроме трижды проводился авиационный фестиваль «Небо выбрало нас», на котором были представлены воздушные суда авиации общего назначения, парашютисты, авиамоделисты, а число зрителей составило не менее 3000 человек.
В 2012 году инструкторский состав освоил новый вид парашютной подготовки – тандем, т. е. прыжки с пассажиром, поэтому спектр предоставляемых спортивных услуг населению расширился.
Кроме наших граждан в аэроклубе совершали прыжки граждане следующих стран: России, Украины, Литвы, Латвии, Польши, США, Германии, Италии, Польши, Индии, Ирана, Пакистана, Франции, Великобритании, Испании.
© 2023 Государственное спортивное учреждение «Гродненский областной аэроклуб»
Заказать звонок